Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Встречная налоговая проверка: чего ждать от инспекции и как себя вести?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В любое время при осуществлении налоговой проверки (выездной, камеральной), в том числе на этапе подготовки решения по полученным результатам, члены комиссии имеют право инициирования встречной проверки. Комиссии разрешено затребовать у предприятия-контрагента или третьих лиц сведения, касающиеся хозяйственной деятельности рассматриваемой организации.
Какие установлены сроки представления документов по требованию ИФНС?
Сроки ответа на требование налоговиков и представления документов зависят от того, по какой статье их требует ИФНС.
Вид налогового контроля |
Норма по НК РФ |
Срок с даты поступления требования |
|
Требование документов на основании ст. 93 НК РФ |
|||
Камеральная или выездная проверка (исключение — проверка участников консолидированной группы налогоплательщиков и иностранных компаний) |
ст. 93 |
10 рабочих дней |
|
Дополнительные мероприятия налогового контроля (исключение — проверка участников консолидированной группы налогоплательщиков и иностранных компаний) |
ст. 93 п. 6 ст. 101 |
||
Дополнительные мероприятия налогового контроля после проверки сделок между взаимозависимыми лицами |
ст. 93 п. 6 ст. 101 п. 6 ст. 105.17 |
||
Налоговый мониторинг |
ст. 93 п. 3 и п. 5 ст.105.29 |
||
Камеральная проверка ставки 0% по НДС и вычетов при реализации товаров, работ, услуг (кроме проверки ставки 0% по НДС по международным авиа— и ж/д перевозкам, а также при авиасообщении с Крымом и Севастополем) |
ст. 93 п. 15 ст. 165 |
20 календарных дней |
|
Камеральная или выездная проверка консолидированной группы налогоплательщиков |
ст. 93 |
20 рабочих дней |
|
Дополнительные мероприятия налогового контроля консолидированной группы налогоплательщиков |
ст. 93 п. 6 ст. 101 |
||
Камеральная проверка ставки 0% по НДС:
|
ст. 93 п. 3.9 ст. 165 ст. 93 п. 5 или 5.1 ст. 165 ст. 93 п. 6.1 ст. 165 |
30 календарных дней |
|
Контрольные мероприятия по сделкам между взаимозависимыми лицами |
ст. 93 п. 6 ст. 105.17 |
30 рабочих дней |
|
Камеральная и выездная проверка иностранных компаний |
ст. 93 |
||
Дополнительные мероприятия по налоговому контролю иностранных компаний |
ст. 93 п. 6. ст. 101 |
||
Камеральная или выездная проверка доходов по гос. или муниципальным ценным бумагам, эмиссионным ценным бумагам, которые выпущены российскими компаниями, если доходы выплачены иностранным компаниям, которые действуют в интересах третьих лиц:
|
ст. 93 ст. 214.8 ст. 93 ст. 310.2 |
3 месяца |
|
Требование документов на основании ст. 93.1 НК РФ |
|||
Встречная проверка, если по отношению к контрагенту проводятся:
|
ст. 93 п. 1 ст. 93.1 ст. 93 п. 1 ст. 93.1 п. 6 ст. 101 ст. 93 ст. 93.1 п. 7 ст. 105.17 ст. 93 ст. 93.1 п. 6 ст. 101 п. 7 ст. 105.17 |
5 рабочих дней |
|
Камеральная проверка по отношению к участнику договора инвестиционного товарищества |
ст. 93 п. 1.1 ст. 93.1 |
||
Документы по сделкам за рамками проверок |
ст. 93 п. 2 ст. 93.1 |
10 рабочих дней |
|
Документы и сведения об имуществе, имущественных правах и обязательствах при недоимке более 1 млн. руб. |
ст. 93 п. 2.1 ст. 93.1 |
Что могут запросить при проверках?
Суровая реальность: все, что хоть как-то связано с исчислением уплатой проверяемых инспекцией налогов может быть истребовано у кого угодно. Складывается стойкое впечатление, что скоро никого не удивит истребование, например, свидетельства о рождении главного бухгалтера, ведь именно главный бухгалтер отвечает за исчисление и уплату налогов в компании.
Обратной стороной медали выступает возможность злоупотребления должностными лицами налоговых органов своими полномочиями.
И именно из-за таких злоупотреблений, а вовсе не из-за желания налогоплательщика сокрыть компрометирующую его информацию, часто возникает нежелание отвечать на запросы налоговых органов. А иногда бывают и откровенные глупости.
Так, совсем недавно в Свердловской и Челябинской областях налогоплательщикам приходили требования с просьбой представить «документы, подтверждающие выполнение работ непосредственно в космическом пространстве».
Скорее всего, данная формулировка была транслирована из ст. 164 Налогового кодекса РФ, предусматривающей применение ставки 0%, и бездумно скопирована из требований, выставленных какой-либо из структур Роскосмоса. Однако для бухгалтеров других компаний такие формулировки, дававшие повод задуматься о бескрайних просторах вселенной, вызывали недоумение и ухмылку.
Процедура проведения встречной проверки
При проведении мероприятия у партнера проверяемой компании, заранее не уведомляемого, запрашиваются необходимые сведения и документы, но физическое присутствие представителей НС на его территории не предусматривается.
Этап 1. Предусматривает взаимодействие территориальных налоговых подразделений, когда в ИФНС по месту регистрации партнеров проверяемой организации, по которым предусматривается требование встречных документов, направляется поручение. В отправленном письме указывается перечень документов и причина необходимости их предоставления.
Этап 2. Подразделение ФНС, получившее поручение, в срок до 5 дней выставляет требование о предоставлении данных подведомственному ему (территориально) налогоплательщику.
Этап 3. В такой же срок (до 5 дней) получившая запрос организация должна уведомить об отсутствии запрашиваемой информации, если требуемых сведений у организации нет, или осуществить их передачу в НС лично, заказным почтовым отправлением или через кабинет налогоплательщика на сайте НС, заверив электронной подписью.
Как ответить на требование
Действительно бывают ситуации, когда налоговый орган запрашивает большой объем информации и документов, или в требовании не указаны обязательные сведения, однако не стоит оставлять требования без внимания. Например, получено требование по сделке, которую нельзя идентифицировать на основании данного требования налогового органа.
В таком случае отправьте в налоговый орган письмо. Попросите привести данные требования в соответствие с законом в целях обеспечения возможности исполнить их. А так же сообщите в ответе о готовности предоставить документы и информацию.
Иногда требование содержит запрос документов, срок хранения которых истек или налогоплательщик и не обязан был их хранить, тогда он может отказать в представлении документов и объяснить причины, по которым документы не сохранились.
Если требование направлено в рамках налоговой проверки, то ответить необходимо в течение 5 дней с даты получения.
Если вне рамок налоговой проверки — 10 дней.
Если из запроса понятно, что в эти сроки не уложиться, то в течение 1 дня со дня получения необходимо передать в ФНС ответ с просьбой продлить сроки и указать причины, по которым организация не успевает предоставить документы в срок или можно указать срок, в течение которого информация будет предоставлена.
По этой причине важно сразу после получения требования оценить масштабы работы по сбору данных для исполнения требования налогового органа.
Штраф за непредставление документов при встречной проверке
Незаконное несообщение или сообщение позже указанного срока провинившимся лицом предусмотренных законом данных наказывается наложением штрафа в размере 5 000 руб., а если подобное повторится в течение календарного года, сумма штрафа может составить уже 20 000 руб.
Непредставление ИФНС сведений, необходимых для контроля
Ненаправление в ФНС в установленный законом срок документации и (или) иных предусмотренных законом данных наказывается штрафом в размере 200 руб. за каждый непереданный документ.
Штрафы на должностных лиц
Должностное лицо, отказавшееся направить инспекторам необходимые документы о налогоплательщике или по какой то причине уклоняющееся от этой обязанности (или же направившее бумаги с заведомо неверными данными), будет оштрафовано на 10 000 (фирмы, ИП) или на 1 000 руб. (физлица, кроме ИП).
Использование метода встречной проверки
Встречная налоговая проверка – это процедура, в рамках которой камеральной или выездной проверке подвергается не сам налогоплательщик, а его контрагент.
Вопросы у контролеров может вызвать конкретная сделка или же группа сделок проверяемого налогоплательщика. Бывает и так, что в учете в целях занижения налоговой базы показываются несуществующие сделки или же сделки с вообще несуществующими контрагентами. Так или иначе в подобных ситуациях инспекторы могут запросить у связанных в рамках этих сделок лиц их копии документов, которые были отражены в учете проверяемого плательщика налогов и сборов. Сам факт существования таких контрагентов, а также соответствие документов по сделкам у одной и другой стороны будет говорить о правильности отражения данных в бухгалтерском и налоговом учете проверяемого лица.
Порядок поведения встречной проверки, какие документы предоставляют в рамках этого мероприятия, прочие особенности проведения процедуры расписаны в статье 93.1. Официально в ней речь идет о порядке истребования документов у налогоплательщика, плательщика сборов, плательщика страховых взносов и налогового агента или информации о конкретных сделках. То есть сам термин «встречная проверка» — это определение, которое в данной статье не используется, однако суть его вполне раскрывается.
Что это вообще такое? Зачем им это? Они что, и без меня не могут справиться?
Встречная проверка – это одно из стандартных мероприятий налогового контроля, которое проводится для того, чтобы сопоставить документы и информацию, предоставленную проверяемым лицом и его партнерами для выявления каких-либо расхождений, признаков нереальности сделки, применения необоснованных цен и т.д. При ее проведении налоговый орган руководствуется ст. 93.1 НК РФ, а также подп. 4 п.1 ст.31 НК РФ и преследует только одну цель – найти несоответствия и доначислить налоги.
«Встречка» в отношении вашего контрагента проводится, если у него осуществляется выездная или камеральная проверка или если инспекторы подозревают в нем недобросовестного налогоплательщика либо «фирму-однодневку». Проанализировав документы всех участников сделки фискалам легче вскрыть нарушения, поэтому они производят «истребование документов у контрагентов и иных лиц».
Необходимо понимать, что в рамках такой проверки сотрудники ФНС уполномочены запрашивать у вас не только документы, но и информацию. Причем это допустимо делать как у прямого контрагента, так и у любого лица, располагающего документами (информацией) в отношении проверяемого налогоплательщика.
Завершающий этап проведения встречной проверки
По окончании проведения встречной налоговой проверки уполномоченное лицо должно составить акт, который содержит в себе все подробности проведенной проверки, а так же ее результаты. Данный акт будет являться прямым доказательством в случае, если в ходе проверки будут обнаружены правонарушения. Причем отражена должна быть информация по каждому выявленному правонарушению.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что встречная проверка не является обязательной, и основание для проведения такого рода проверки — обнаружение разного рода неточностей, которые возникают в ходе осуществления хозяйственной деятельности предприятия. Налогового агента могут и не предупредить о начале встречной проверки, но в том случае, если будут выявлены какие-либо нарушения, то ответственность за них возлагается именно на него.
Ограничения на проведение выездных налоговых проверок
Законодательные ограничения, установленные в отношении выездных проверок, касаются как количества их проведения, так и временного периода, за который они могут проводиться. Так, налоговики не вправе проводить две и более выездные проверки по одним и тем же налогам за один и тот же период (п. 5 ст. 89 НК РФ).
Это значит, что если в 2021 году налоговики уже проводили в компании проверку, скажем, по налогу на прибыль организаций, то следующая такая проверка может быть не ранее, чем в следующем году.
Общее количество выездных проверок в течение календарного года также ограничено и составляет не более двух (увеличение данного количества осуществляется в исключительных случаях и только на основании решения ФНС России). К примеру, если в 2021 году налоговиками уже были проведены выездные налоговые проверки по НДС и налогу на прибыль, то следующая выездная проверка может быть проведена опять же не ранее, чем в 2022 году.
Налоговая запросила документы по встречной проверке
Вопрос: Вправе ли организация не представлять документы, запрошенные по встречной проверке, если они касаются деятельности лица, не являющегося контрагентом данной организации (проводится выездная проверка у контрагента второго, третьего звена)? Будет ли организация привлечена к ответственности за непредставление документов?
Ответ: Организация вправе не исполнять требование о представлении документов, направленное в рамках налоговой проверки налогоплательщика, если документы истребуются об иных лицах, в отношении которых налоговая проверка не проводится. Вместе с тем налоговый орган может привлечь организацию к ответственности за неисполнение требования, если в требовании были приведены достаточные основания, указывающие, что истребуемые документы касаются деятельности проверяемого налогоплательщика.
Подготовлено на основе материала
С.В. Разгулина,
действительного
государственного советника
Российской Федерации
3 класса
20.08.2018
Встречная налоговая проверка: чего ждать от инспекции и как себя вести?
Из ИФНС пришло требование предоставить по списку документы – накладные, счета-фактуры, платежки, акты сверки и др., – хотя проверка в отношении вашей компании сейчас не ведется? Не удивляйтесь – просто налоговики проводят встречную проверку.
Встречная проверка – это довольно распространенное явление. Она не так страшна, как, к примеру, выездная. Тем не менее, существует ряд подводных камней, зная которые, вы сможете пройти встречную проверку с наименьшими потерями.
Встречная проверка – это одно из мероприятий налогового контроля, в ходе которого ИФНС запрашивает информацию по деятельности проверяемой компании у ее контрагентов.
Такого понятия как «встречная проверка» в Налоговом кодексе вы не найдете. Суть встречной проверки состоит в том, что налоговики пытаются найти нарушения в деятельности проверяемой компании, запрашивая информацию и документы о ее деятельности у третьих лиц – контрагентов.
Поэтому если вы получили требование о представлении документов либо информации, это значит, что одного из ваших контрагентов (покупателя или поставщика) либо уже проверяет, либо планирует проверить налоговая.
Инспекторы могут назначить встречную проверку документов, чтобы проверить какую-то сделку, убедиться в ее наличии.
Документы, как правило, требуют, если проверка у контрагента уже идет. Информацию – если проверка только планируется, и инспекторам нужны данные о ваших взаимоотношениях, т.е. контрагента еще только «прорабатывают» с целью последующей проверки. Поэтому, получив требование о представлении информации, можете «обрадовать» своего делового партнера – скорее всего, ему надо готовиться к выездной.
Документы, которых нет
В рассматриваемом споре есть и еще одна примечательная деталь. Среди прочих ревизоры запросили бумаги, о существовании которых коммерсанты не знали. Поэтому предоставить их просто не смогли. И даже больше: арбитры указали на то, что и сами налоговики не смогли доказать существование таких документов:
Более того, в судебном заседании представитель налогового органа подтвердил, что на момент вынесения решения и на момент рассмотрения дела ему не было известно достоверно о существовании указанных документов к бухгалтерским справкам. Иными словами, налоговым органом достоверно не установлено и документально не подтверждено само фактическое существование указанных выше спорных документов, а также наличие таких документов у Общества.
Получается, что компанию обвинили в том, в чем ее вина не была доказана. Эту часть санкций ревизоров судьи отменили.
Штрафы за непредоставление документов по встречной проверке в 2021 году
Ранее распоряжениями правительства были утверждены аналогичные перечни справок и документов, которые федеральные органы власти самостоятельно могут запрашивать у регионов, а регионы — друг у друга в электронном виде с помощью единой системы межведомственного электронного взаимодействия. Исключение составляют только так называемые документы личного хранения, например, паспорта, дипломы об образовании, медицинские экспертизы и некоторые другие. Их, если они требуются, в ведомства по-прежнему должны предъявлять сами заявители при обращении за госуслугами. По словам научного руководителя факультета прикладной математики и информационных технологий Финансового университета при правительстве РФ Бориса Славина, утверждение перечня позволит в полной мере реализовать принятое в 2010 году законодательное требование о запрете запрашивать у граждан уже имеющиеся у госорганов документы при оказании госуслуг. А унификация межведомственного взаимодействия региональных и муниципальных органов власти с федеральными ускорит прохождение сведений по межведомственным каналам. «Это естественное продолжение процесса автоматизации госуслуг», — заметил он. Впрочем, по мнению эксперта, целесообразно такой запрет распространить не только на органы власти. Например, все преподаватели вузов вынуждены регулярно предоставлять справки о несудимости, хотя было бы правильнее, чтобы вузы сами получали информацию о судимости своих сотрудников. Еще хуже дело обстоит с пенсионерами негосударственных пенсионных фондов, которые вынуждены подтверждать личным приходом, что они еще живы. «Было бы гуманнее такую информацию предоставлять пенсионным фондам автоматически из органов ЗАГС», — говорит Славин.
Какие документы могут запросить
Для получения нужной информации, налоговая направляет требование «о предоставлении документов (информации)». В течение 5 дней вы должны предоставить документы, которые перечислены в требовании. Предоставляются копии, заверенные руководителем, и заверять нужно каждую копию. Также законодательство предусматривает возможность направить документы в электронном виде по ТКС.
Список документов, которые могут запросить, законодательно не определен. Налоговиков интересует всё, чем можно подтвердить хозяйственные операции с контрагентом, это прежде всего: договоры, накладные, акты, счета-фактуры.
Список документов может быть большим, и если вы чувствуете, что в такие сжатые сроки предоставить их не успеете, то на следующий день отправьте в налоговую письмо с указанием причины задержки и срока предоставления. В течение 2 рабочих дней вам должно прийти решение о продлении сроков или об отказе в продлении.
Может оказаться, что запрашиваемых документов у вас нет вообще, тогда в ответ на требование в течение 5 дней тоже нужно отправить письмо в налоговую.
Вы и ваш контрагент можете состоять в разных налоговых инспекциях. В таком случае «чужая» налоговая не может требовать от вас информацию. ИФНС контрагента посылает поручение вашей инспекции, а ваша уже на основании этого документа направляет вам требование и копию данного поручения.
Результаты встречной проверки оформляются актом.
Основания для обращения к компании за информацией или документами относительно деятельности третьих лиц (ее контрагентов)
Есть два основания для обращения к компании за информацией или документами относительно деятельности третьих лиц (ее контрагентов):
Во-первых, согласно пункта 1 статьи 9 НК РФ можно истребовать документы и информацию, касающиеся деятельности контрагента, но только в том случае, если проводится его проверка (или дополнительные мероприятия налогового контроля);
Во-вторых, согласно пункта 2 статьи 9 НК РФ можно потребовать информацию по конкретной сделке, касающейся деятельности контрагента, если она необходима вне рамок проверки.
При этом в первом случае, то есть в рамках проводимой у контрагента проверки, налоговые органы могут истребовать любые документы, указав их в требовании.
Здесь есть один нюанс – запрашиваемые документы должны касаться отношений с проверяемой организацией.
Так, например, нельзя запрашивать документы внутреннего учета (карточки бухгалтерских счетов, книги продаж, договоры с субподрядчиками и т. п. документы).
Во втором случае, когда в отношении контрагента проверок не проводится (вне рамок проверки), инспекторы имеют право только на получение информации и лишь относительно конкретной сделки. В этой ситуации никакие документы не могут быть затребованы.
Причем такую информацию можно затребовать исключительно у участников этой сделки либо иных лиц, располагающих информацией об этой сделке.