Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «ГИБДД разъяснила, на какой тюнинг требуется разрешение». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Иногда водители устанавливают проставки, которые увеличивают вылет диска наружу: за счет этого колеса выпирают из арок. Делается это ради визуального эффекта. Помимо этого, увеличивается поперечная устойчивость, однако одновременно падает управляемость.
Дефлекторы на окнах: запрещено
Дефлекторы — это небольшие конструкции на боковых окнах, которые позволяют немного опустить стекло и при этом в салон не будет попадать дождь. Такую защиту обычно устанавливают курящие в салонах водители.
«Это тоже требует регистрации, но на моей практике их никто не регистрирует. Дефлекторы делают из поликарбоната, он нетравмоопасен. Вот оргстекло ставить нельзя. Хотя техосмотр по закону с такими доработками пройти нельзя. В реальной же жизни все будет зависеть от компетентности и взглядов эксперта-диагноста, — отметил Пархоменко. — Сейчас многие опасаются жесткого контроля со стороны МВД и стали подходить к проверкам формально. Если стоит что-то лишнее, то техосмотр пройти не получится. Доходит до того, что требуют снять видеорегистратор с лобового стекла, потому что он мешает обзору».
Формального запрета на тюнинг автомобилей в России нет. Переделки ряда технических узлов и элементов допускаются ПДД, однако с 1 июля 2021 года вступили в силу изменения ГОСТ 33670–2015, которые определяют новую процедуру регистрации этих усовершенствований. Те операции и процедуры, на которые ранее инспекторы смотрели сквозь пальцы, сейчас оказываются причиной штрафов. Узаконить тюнинг может экспертиза в специализированных лабораториях, которых по всей стране работает три десятка. Перед обращением туда необходимо взять направление от ГИБДД, где изложены предполагаемые работы. Специалисты осмотрят автомобиль, оценят надежность элементов тюнинга и проанализируют юридическую возможность их установки на кузов. Если производитель не фиксирует в технической документации возможность подобных улучшений конструкции, то экспертиза даст отрицательное заключение. Таким образом, попадают под запрет нештатные тяговосцепные устройства (фаркопы), самодельные багажники на крыше, лебедки и прочее оборудование.
Незаконная установка тюнинга влечет за собой административную ответственность, которая предусмотрена статьей 12.5 КоАП.
Водителю грозит штраф в размере 500 рублей. Однако, есть исключения, которые предусматривают более жесткие взыскания, а именно:
- установка фар с красными огнями предусматривает лишение свидетельства на право управления транспортным средством сроком от 4 до 6 месяцев;
- монтаж звуковых и световых элементов (мигалок) без соответствующего разрешения влечет за собой административное взыскание в виде лишения прав на один или полтора года;
- использование наклейки «Инвалид» без документов, которые подтверждают наличие физических ограничений предполагает наложение штрафа в размере 5 тыс. руб.;
- нанесение цифр на корпус автомобиля оперативных служб предусматривает лишение права управления ТС от 12 до 18 месяцев, легкового такси денежное взыскание – 5000 рублей.
Как легализировать тюнинг?
Напоследок напомним, как выглядит процедура узаконивания переделок. В первую очередь, требуется предварительное заключение технической экспертизы конструкции, для получения которого надо обратиться в специализированную организацию. Далее автомобиль предоставляется на осмотр в ГИБДД в стандартном виде. После этого, собственно, следует тюнинг и заполнение заявления-декларации об объеме и качестве проделанных работ. Если машину модифицировал сервис, то тогда это делает он.
Следующий шаг – получение диагностической карты, в которой указывается разрешение на использование ТС с данными изменениями и перечень изменений, указанных в предварительном заключении технической экспертизы. В организацию, выдавшую предварительное заключение, направляются документы на получение Протокола технической экспертизы конструкции транспортного средства после внесения изменений в конструкцию.
Затем владелец с бумагами на руках и заявлением на внесение изменений в ПТС отправляется на площадку в МРЭО. Элементы вписываются в заявление. От отдела технадзора выдается основной документ – свидетельство о соответствии конструкции транспортного средства требованиям безопасности дорожного движения. Для торжественного момента внесения тюнинга в СТС и ПТС с собой нужно иметь паспорт собственника ТС, ПТС, свидетельство о регистрации ТС, ОСАГО, заявление о внесении изменений в регистрационные документы с отметкой с площадки и свидетельство о соответствии конструкции транспортного средства требованиям безопасности дорожного движения. Готовы пройти все этапы?
Встречается мнение, что невозможно определить, какой тюнинг запрещен законом. Это убеждение ошибочно. Тюнинг разрешен абсолютно любой. Но вот тюнингованную машину эксплуатировать не всегда возможно, и эта оговорка относится лишь к дорогам общего пользования.
Существует перечень неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств. И в последнем его пункте, а именно в пункте 7.18, четко указано, что запрещено эксплуатировать автомобиль, если в конструкцию транспортного средства внесены изменения без соответствующего разрешения ГИБДД МВД РФ или иных органов, определяемых Правительством РФ.
То есть установить на свой автомобиль можно все что угодно. Но с позиций закона он не всегда будет безопасным и ездить на нем по дорогам общего пользования нельзя, потому что на машине есть несертифицированное оборудование.
Немногие знают, что 22 декабря 2014 года вступил в силу приказ МВД №1123, в котором отменяются сразу несколько более ранних приказов МВД, в том числе и приказ №1240 от 2000 года. Этот приказ определял, какие организации могут разрешить эксплуатацию переоборудованных различными способами автомобилей. В результате подразделения ГИБДД не могут теперь заниматься проверкой технических параметров на предмет соответствия требований техрегламенту переоборудованных машин.Теперь любым образом переоборудованный автомобиль должен получить свидетельство в специальном центре технической экспертизы. А органы ГИБДД только зафиксируют проверенные экспертами изменения в ПТС. Но загвоздка в том, что сейчас в России ни одна организация не имеет права проводить подобную сертификацию переоборудованной автотехники.
Но не стоит огорчаться по этому поводу. Простор для творческой фантазии не ограничен ничем, если он приложен к шоу-кару, на котором тюнерам можно выложиться сполна. А передвигаться по городу необходимо на авто, усовершенствованных в меру, как описано в первой части статьи.
Конечно, запрет на самовольное переоборудование автомобиля был всегда. Равно как и регламент по легализации переоборудования. Но процедура эта очень длительная, дорогая и сложная даже для жителя Москвы и Подмосковья. Говорю это со всей ответственностью — у меня есть личный и малоприятный опыт, которым я планирую поделиться с читателями в одном из ближайших номеров «За рулем». Если коротко, сделано все возможное, чтобы человек сам отказался от идеи переобрудования машины и официального оформления. И дорожные инспекторы это, конечно, знают. Возможно, потому и относились к «самодеятельности» довольно снисходительно. По крайней мере, до сих пор.
Говорят, что такая строгость — временная, и что одна из ее причин — грядущая реформа института техосмотра. Очередная реформа. Это мы еще узнаем, увидим. Пока же, если не хотите проблем, лучше снять все нестандартное и попытаться легализовать переделки. Но предупреждаю, будет невыносимо тяжело.
Чиновникам же, принимающим подобные решения, хотелось бы посоветовать прислушиваться к разумной общественности, а не только к тем, кто вопит «ату!» по любому поводу, а также консультироваться с экспертами, которые смотрят на вопрос не однобоко, а с разных точек зрения. Не мешало бы упростить процедуру легализации переоборудованного автомобиля, поручив принимать решения о безопасности того или иного тюнинга аккредитованным организациям, а не сотрудникам ГИБДД, не доверяющим экспертам и бесконечно перепроверяющим легальность их действий и выводов. Поверьте, с безопасностью дорожного движения этот процесс ничего общего не имеет.
Этап 1. Предварительная экспертиза
Предварительная техническая экспертиза проводится в испытательной лаборатории. По результатам этой экспертизы водитель должен получить заключение на предмет возможности внесения изменений, которое должно содержать:
- данные испытательной лаборатории;
- дату оформления и номер;
- данные транспортного средства;
- предполагаемые изменения конструкции ТС;
- оценку возможности таких изменений;
- описание работ для внесения изменений и требования к используемым компонентам;
- вывод о том, что ТС будет соответствовать требованиям безопасности после переделок;
- список проверок, которые будут проводиться после изменения конструкции.
Обратите внимание, заключение выдается только на определенные переделки.
Какой тюнинг запрещен в России: перечень
Модификации автомобиля – отличный способ выделиться из потока. Да вот беда – за обостренное чувство прекрасного и тягу к индивидуальности можно поплатиться перед законом.
Сколько тюнинговых машин ездит по дорогам и направлениям необъятной? По некоторым данным, за последние десять лет соотечественники переделали около миллиона машин, но по факту доработанной техники даже больше.
Такие машины, привлекающие к себе внимание окружающих, ездили себе и почти горя не знали, пока в 2019 году ГИБДД не начала облавы.
Однако документы, запрещающие эксплуатацию незаконно переоборудованных транспортных средств – а именно технический регламент «О безопасности колесных транспортных средств» и техрегламент Таможенного союза – вступили в силу ужа давно, в 2010 году и 1 января 2015 года соответственно.
Наказание за эксплуатацию модифицированного автомобиля предусмотрено частью 1 статьи 12.
5 КоАП РФ, которая звучит так: «Управление транспортным средством при наличии неисправностей или условий, при которых в соответствии с Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностями должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения эксплуатация транспортного средства запрещена, за исключением неисправностей и условий, указанных в частях 2 — 7 настоящей статьи, — влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере пятисот рублей».
Если изменения в конструкции не были легализованы, то составляется протокол об административном нарушении и водителю указывают в десятидневный срок устранить переделки. Регистрацию автомобиля могут временно приостанавливается до устранения причин.
Процедура легализации – длительная, многоступенчатая и местами кажущаяся абсурдной. Вероятно, в будущем ее упростят – в конце прошлого года стало известно о соответствующей инициативе.
Со временем «хождение по мукам» планируют включить в список госуслуг, а автовладельцу надо будет посетить ГИБДД всего один раз для предъявления сертификата на установленные компоненты и заявление-декларацию об установке его в автосервисе. Но это потом, в туманном будущем.
А пока поговорим о тюнинге, который может стоит вам денег или даже прав.
Дополнительные глушители, обвесы и кенгурятники — в топку
Если вам необходимы дополнительные варианты оборудования для внедорожника, покупайте готовый заводской вариант со всеми лебедками и прочими вещами. Поставите отбойник из металлических хромированных труб на автомобиль, на первом же посту ГИБДД могут отправить авто на штрафстоянку. Если говорить точнее, запрещены следующие дополнения:
- глушители иной конструкции, отличающиеся от заводских, а также накладки на глушители, повышающие звуковые эффекты или меняющие звук работы агрегата;
- металлические бамперы и кенгурятники, которые становятся причиной повышенной травмоопасности при поездке на автомобилей, в случае ДТП страдают другие авто;
- надстройки бортов на пикапах — очень спорный вопрос, но этот момент также запрещен, если конструкцией с завода не предусмотрено никаких специальных решений;
- конструкции для удлинения кузова, подъема автомобиля, повышения клиренса и изменения прочих технических характеристик — все это становится запрещенным.
Размер штрафа за переоборудование авто
Штраф за переоборудование авто определяется статьей 12.5 КоАП РФ . Она указывает, что несанкционированные изменения, влияющие на безопасность транспортного автомобиля, подлежат административному взысканию до 500 рублей .
Если Техрегламенту не соответствует установленная оптика – водитель лишается прав на год . В расчет берется цвет фар, яркость, помехи, вызванные тюнингом. Более суровое наказание в отношении звуковых или световых сигналов . За неразрешенный прибор права можно потерять на два года . В обоих случаях установленные элементы подлежат конфискации.
Кроме штрафа за переоборудование авто составляется и протокол с требованием убрать внесенные изменения. Инспектор по своему усмотрению может направить автомобиль на штрафстоянку. Чтобы избежать подобных ситуаций, следует все имеющиеся изменения зарегистрировать в ГИБДД.
Для регистрации переоборудования, авто проходят техосмотр. Далее с диагностической картой направляют автомобиль на экспертизу, которая проводится специально аккредитованной комиссией. По итогам проверки выдаются рекомендации, которые вместе с диагностической картой и ПТС автомобиля направляются в отдел ГИБДД.
Там документы утверждают, все коррективы в переоборудовании вносят в базу данных. В результате водитель получает на руки документы с узаконенным правом на проведенное переоборудование авто.
Размер штрафа за переоборудование авто
Штраф за переоборудование авто определяется статьей 12.5 КоАП РФ. Она указывает, что несанкционированные изменения, влияющие на безопасность транспортного автомобиля, подлежат административному взысканию до 500 рублей.
Если Техрегламенту не соответствует установленная оптика – водитель лишается прав на год. В расчет берется цвет фар, яркость, помехи, вызванные тюнингом. Более суровое наказание в отношении звуковых или световых сигналов. За неразрешенный прибор права можно потерять на два года. В обоих случаях установленные элементы подлежат конфискации.
Кроме штрафа за переоборудование авто составляется и протокол с требованием убрать внесенные изменения. Инспектор по своему усмотрению может направить автомобиль на штрафстоянку. Чтобы избежать подобных ситуаций, следует все имеющиеся изменения зарегистрировать в ГИБДД.
Для регистрации переоборудования, авто проходят техосмотр. Далее с диагностической картой направляют автомобиль на экспертизу, которая проводится специально аккредитованной комиссией. По итогам проверки выдаются рекомендации, которые вместе с диагностической картой и ПТС автомобиля направляются в отдел ГИБДД.
Там документы утверждают, все коррективы в переоборудовании вносят в базу данных. В результате водитель получает на руки документы с узаконенным правом на проведенное переоборудование авто.
Автотюнинг: как и зачем регистрировать с 2020 года
Это может обойтись в десятки тысяч рублей.В регистрации изменений могут и отказать: список причин теперь конкретнее.Если не зарегистрировать изменения, за это оштрафуют, заставят вернуть все как было или все-таки оформить тюнинг как положено. Иначе машину снимут с учета, а владельца могут лишить прав.В России действует Там написано, как правильно эксплуатировать машину, что в ней можно менять без проблем, а для чего нужно разрешение.
Екатерина Мирошкина экономистНо отдельных правил, как именно проверять и регистрировать изменения в конструкции, до сих пор не было. Экспертные лаборатории пользовались этим, чтобы получить от водителей больше денег, в ГИБДД могли отказать в регистрации по надуманной причине, а водители не знали, что делать, если купили машину с тюнингом. Изменения в конструкции все равно регистрировали, и порядок для этого тоже был, но понятных правил не хватало.
Как правильно внести изменения в конструкцию транспортного средства?
Первый — сделать все самостоятельно. Нужно найти ближайшую лабораторию с аккредитацией Таможенного союза, которая проведет предварительную техническую экспертизу автомобиля и выдаст заключение о возможности установки дополнительного оборудования. В ГИБДД нужно получить предварительное разрешение на изменение конструкции, установить оборудование, пройти техосмотр, получить диагностическую карту и снова пройти экспертизу — на этот раз уже на безопасность.
За все это придется заплатить госпошлину. Через портал госуслуг это обойдется в 350 рублей за внесение изменений в ПТС . Еще 500 рублей нужно будет заплатить за новое свидетельство о регистрации транспортного средства.