Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Обзор: ошибки комиссии при отклонении первых частей заявок участников закупок». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Чтобы подать запрос на разъяснение документации в электронных процедурах, участник должен быть зарегистрирован в ЕИС и аккредитован на ЭТП. Если конкурс проходит в бумажной форме, запрос передают госзаказчику в руки, отправляют с курьером или почтой. По одной закупке можно отправить не больше трех запросов.
Запросы на разъяснение положений документации по 44-ФЗ
Разъяснение положений документации в электронном аукционе
Данный запрос отправляет любой участник, зарегистрированный в Единой информационной системе (ЕИС) и аккредитованный на электронной торговой площадке (ЭТП), где проходит аукцион.
На один аукцион участник может отправить не более трёх запросов через личный кабинет ЭТП. Заказчик даёт ответ в течение двух дней. Пояснения публикуются на ЭТП и дублируются в ЕИС, без указания авторства вопроса. Если документация подвергается изменениям со стороны заказчика, то срок приёма заявок увеличивается:
- на 7 рабочих дней, если НМЦК менее 300 млн. руб;
- на 15 рабочих дней, если НМЦК более 300 млн. руб.
Ошибки в документации
Если в документации были допущены ошибки, то Федеральная антимонопольная служба может вынести предписание об их исправлении. Если речь идет о заявках в рамках запроса котировок, то необходимо обратить внимание на то, что цена обязательно должна быть положительной. Например, в рамках электронного аукциона можно понижать цену, и в том числе, для получения заказа предлогать его выполнениеза доплату со стороны исполнителя. Но в рамках запроса котировок предложение все же должно иметь положительную цену.
При указании страны происхождения товаров рекомендуется указывать полное наименование государства: «Россия» или «Российская Федерация», поскольку название должно соответствовать классификатору стран мира. Не рекомендуется указывать в качестве страны происхождения сокращенную аббревиатуру, например «РФ».
У крупных компаний зачастую производственные площадки находятся в разных странах. Поэтому могут возникнуть трудности при указании страны происхождения товара, поскольку не известно, с какого именно завода будет доставлена соответствующая партия. Для этих случаев существует правило, гласящее, что для одного товара всегда указывается одна страна.
При указании характеристик приборов, в документации заказчик должен разрешить указывать диапазон параметров. Это позволит избежать недопонимания, возникающего при указании средних показателей. Стоит учитывать, что все опечатки трактуются в пользу заказчика. Не рекомендуется предлагать в рамках закупки товар, отличающийся по своим характеристикам от указанных заказчиком, даже если предлагаемый товар имеет более высокие характеристики.
В рамках электронного аукциона количество протоколов разногласий не ограничено. Однако законодательно ограничен срок из разрешения. Он составляет 13 дней. За разъяснениями можно обратиться трижды. Замечания в протоколах разногласия должны отностится только к контрактам, в отношении которых есть разногласия. При помощи протокола разногласия заказчик может исправить ошибки, допущенные в документации.
Ошибки в положениях, касающихся вопросов изменения контракта, в том числе изменения цены контракта
Такие положения должны быть предусмотрены документацией и контрактом при конкурентной процедуре либо контрактом при закупке у единственного поставщика и возможно в случаях, указанных в ч. 1 ст. 95 Закона 44-ФЗ.
Можно предусмотреть в том числе снижение цены, если:
при этом не меняется количество товаров, объем работ или услуг;
или изменение количества товаров (работ или услуг) не более, чем на 10% в сторону уменьшения или увеличения, при этом цена не может быть увеличена более, чем на 10%, но должна быть уменьшена пропорционально уменьшению количества (объема ТРУ);
при изменении регулируемых тарифов;
уменьшении доведенных ранее до заказчика лимитов бюджетных средств.
Менять цену можно и в некоторых других случаях. Однако это не всегда соблюдается, особенно это касается поставок большого количества товаров.
Например, отделом внутреннего финансового контроля администрации финансового управления администрации муниципального образования города Новомосковска в представлении от 11.05.2021 №8/21 было выявлено необоснованное изменение условий контракта — уменьшение количества поставленных товаров одного вида более чем на 10% и увеличение поставки более чем на 10%, хотя контрактом это предусмотрено не было.
Указание на товарный знак
Контрактная система запрещает ссылаться на товарный знак в описании параметров товара (ч. 1 ст. 33 44-ФЗ). Исключение: наименование дополнено формулировкой «или эквивалент».
Требование о закупке конкретных товарных знаков допустимо, если это продиктовано необходимостью обеспечить совместимость товаров, которые подлежат поставке с теми, что используются заказчиком. Например, поставка запчастей для станка. Обязательное условие: это не приведет к сужению количества участников. В противном случае заказчика ждет жалоба в ФАС.
Пример из практики. ГАУЗ «Стоматологическая поликлиника» запросила к поставке материалы для стерилизации со ссылкой на товарный знак. ФАС усмотрел в этом нарушение и встал на сторону участника закупки, который подал жалобу (дело №034/10/18.1-287/2020).
Требование о показателях, если товар используется
Когда заказчик требует у подрядчика конкретные показатели продукции, которая используется при выполнении работ, — это нарушение 44-ФЗ, так как в составе заявки достаточно согласия (письмо ФАС №ИА/53616/20 от 25.06.2020). Исключение: товар — основное средство и ставится на учет. Это значит, что запрашивать конкретные показатели обоев, которые подрядчик клеит при ремонте, излишне. Требовать характеристики оборудования, которое устанавливают при ремонте (система кондиционирования и т. п.) — правомерно.
Пример из практики: решение по жалобе на ФГБОУ ВО «НГАУ». Заказчик требовал в составе первой части заявки указать конкретные показатели товаров, страны происхождения товаров при том, что предмет закупки — капитальный ремонт кровли, и от участника требуется только согласие. ФАС встал на сторону участника, который подал жалобу (решение №054/06/33-941/2020).
Ошибки на этапе подписания контракта
Участники закупок редко предварительно изучают проект контракта, и это порой является их главной ошибкой. Очень часто заказчик в контракте, как в последнем преграде для «непрошенных» участников, заведомо указывает нереальные требования его исполнения и прописывает кабальные условия. Не соблюдение условий или не согласие с ними может служить основанием для его расторжения или признания участника уклонившимся от его подписания, с последующим занесением в реестр недобросовестных поставщиков. Для недопущение таких ситуаций рекомендуется проводить анализ контракта по главным его условиям: порядок оплаты, начисление пеней, приемка работ и другие пункты. Если условия участника не устраивают, то он должен в установленный срок направить заказчику протокол разногласий, на который тот обязательно должен ответить. Стоить также внимательно отнестись к соблюдение сроков подписания контракта и к выбору механизмов финансового обеспечения исполнения контракта. Следует выбирать надежные банки, ведь заказчик проверяет наличие банковской гарантии в соответствующем реестре.
Таким образом, начинающему участнику размещения заказа необходимо запомнить ряд простых, но основных правил, чтобы не допускать ненужных ошибок. В первую очередь необходимо найти специалиста в этой области или же обратиться в специализированную организацию. Далее, при выборе тендера стоит ориентироваться на маленькие заказы. Такой подход позволит «попробовать на вкус» государственные закупки с минимальными рисками финансовых потерь, хотя стоит отметить, что и конкуренция в таких тендерах весьма высокая, особенно зимой когда все забирают заказы. Летом конкуренция меньше, даже есть вероятность взять контракт за номинал. Также следует определить вероятность возможного участия в торгах, путем анализа документации и истории торгов по данному заказчику. Подготовку самой заявки и пакета документов на участие в аукционе лучше всего отдать опытным специалистам, по крайней мере на первое время. Понятно, что от ошибок не застрахован никто, и не ошибается тот, кто ничего не делает. Все же начинающий предприниматель должен со особым вниманием подойти к участию в госзаказе. Потенциальный поставщик должен понимать, что государственные и муниципальные закупки могут стать для него удачным стартом в бизнесе, несмотря на то, что многие вокруг говорят, что не стоит участвовать в них из-за высокой коррумпированности и большой ответственности перед государством. На данном этапе государство принимает ряд мер по увеличению доли субъектов малого и среднего предпринимательства. Так, например, согласно дорожной карте, утвержденной распоряжением Правительства от 29.05.2013 года №867-р, к 2018 году доля общих закупок у субъектов малого и среднего предпринимательства в общем ежегодном объеме закупок заказчиков должна составлять не менее 25%, в то время как сейчас данный показатель составляет в лучшем случае 5% от общего объема закупок. Много и других факторов, говорящих о предстоящем росте данного сегмента, поэтому необходимо уже сейчас начинать пробовать свои силы в госзаказе.
Комиссия УФАС указала на частую ошибку заказчиков: в проекте контракта не допускаются формулировки, позволяющие строгое отношение к «чужим» и мягкое — к «своим». В данном случае речь шла о неустойках. В то же время комиссия простила Заказчику техническую ошибку, т.к. она не повлияла на результат процедуры определения поставщика.
Нарушение порядка направления сведений в реестр контрактов
В силу ч. 3 ст. 103 Закона о контрактной системе бюджетные учреждения в течение трех рабочих дней со дня заключения контракта обязаны направлять в Федеральное казначейство сведения о заключении контракта, его изменении, исполнении или расторжении, для включения этих сведений в реестр контрактов.
Необходимо отметить, что ненаправление, несвоевременное направление информации, подлежащей включению в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), или непредставление, несвоевременное представление реестра контрактов, содержащего сведения, составляющие государственную тайну, информации (сведений) и (или) документов, подлежащих включению в такие реестры контрактов, если направление, представление указанных информации (сведений) и (или) документов являются обязательными в соответствии с Законом о контрактной системе или представление, направление недостоверной информации (сведений) и (или) документов, содержащих недостоверную информацию, влечет наложение на должностных лиц административного штрафа в размере 20 тыс. руб.
Также следует помнить, что включение заведомо недостоверной информации в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) влечет наложение на должностных лиц административного штрафа в размере 50 тыс. руб.
Читайте в статье ответ на вопрос: Если при формировании технического задания не просим конкретные показатели на гвозди, нужно ли указывать страну происхождения гвоздей, и если просим конкретные показатели на краску, нужно ли указывать страну?
Следует отметить, что положения ст. 95 Закона № 44-ФЗ не предусматривают специальных оснований для внесения изменений в контракт, в случае указанном в вопросе.
Следовательно, в случае, указанном в Вашем вопросе, у заказчика нет правовых оснований для внесения изменений в контракт.
Однако, полагаем, что в данном случае заказчик может рассмотреть возможность по заключению дополнительного соглашения к контракту, в целях исправления произошедшей технической ошибки и приведение его в соответствии положениями условий осуществления закупки.
Для этого заказчику необходимо в кратчайший срок внести информацию о внесении изменений в контракт, с приложением дополнительного соглашения, в реестр контрактов. При этом основанием, для внесения изменения в контракт, полагаем, можно указать техническую ошибку.
Что касается ответственности, которая может быть выявлена контрольными органами за данные действия заказчика.
Формально, заказчик не вправе вносить изменения в контракт, в случаях, не предусмотренных положениями Закона № 44-ФЗ. Однако, в Вашем случае, полагаем, что заказчик при проверке контрольными органами может сообщить, что внесение изменений в контракт осуществлено в целях соблюдений положений Закона № 44-ФЗ, в частности указание верного номера контракта.
Следует отметить, что статьей 2.9. КоАП РФ установлено, при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Согласно постановления Пленума Верховного суда РФ от 24 марта 2005 года № 5, малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Нарушения в документации об электронном аукционе
Когда в документации обнаруживается наличие ошибок, затем ФАС вносит предписание об их исправлении. Когда дело касается заявок на участие в запросе котировок, то потребуется уделить внимание тому, что обязана быть положительная цена.
В случаях когда необходимо прописать название страны происхождения товара, то в этом случае потребуется написать полное наименование государства, к примеру, “Россия” или “Российская Федерация”. Все дело в том, что название страны обязано носить соответствие классификатору стран мира.
В большинстве случаев у крупных организаций производственные площадки расположены в разных странах и при этом происходит затруднение с указанием необходимой страны происхождения товара. Ведь непонятно с какого завода будет осуществляться доставка необходимой партии. При возникновении данной ситуации было разработано единое правило, потребуется для одного товара отмечать одну страну.
Не стоит предлагать при закупке товара, который имеет отличия по своим характеристикам от указанных заказчиком, даже при условии того, что товар обладает наиболее высокими характеристиками.
При осуществлении электронного аукциона не происходит ограничения в протоколах разногласий. Но на законодательном уровне происходит ограничение срока разрешения, он приходится на 13 дней. При этом за разъяснением будет иметься возможность обращаться 3 раза. Все замечания, содержащиеся в протоколах разногласий обязаны быть направлены на контракты, на основании которых имеются разногласия.
Если заказчик допускает ошибки в аукционной документации, то благодаря протоколу разногласий он будет иметь возможность их исправить.
Ошибки в документации
Если в документации были допущены ошибки, то Федеральная антимонопольная служба может вынести предписание об их исправлении. Если речь идет о заявках в рамках запроса котировок, то необходимо обратить внимание на то, что цена обязательно должна быть положительной. Например, в рамках электронного аукциона можно понижать цену, и в том числе, для получения заказа предлогать его выполнениеза доплату со стороны исполнителя. Но в рамках запроса котировок предложение все же должно иметь положительную цену.
При указании страны происхождения товаров рекомендуется указывать полное наименование государства: «Россия» или «Российская Федерация», поскольку название должно соответствовать классификатору стран мира. Не рекомендуется указывать в качестве страны происхождения сокращенную аббревиатуру, например «РФ».
У крупных компаний зачастую производственные площадки находятся в разных странах. Поэтому могут возникнуть трудности при указании страны происхождения товара, поскольку не известно, с какого именно завода будет доставлена соответствующая партия. Для этих случаев существует правило, гласящее, что для одного товара всегда указывается одна страна.
При указании характеристик приборов, в документации заказчик должен разрешить указывать диапазон параметров. Это позволит избежать недопонимания, возникающего при указании средних показателей. Стоит учитывать, что все опечатки трактуются в пользу заказчика. Не рекомендуется предлагать в рамках закупки товар, отличающийся по своим характеристикам от указанных заказчиком, даже если предлагаемый товар имеет более высокие характеристики.
В рамках электронного аукциона количество протоколов разногласий не ограничено. Однако законодательно ограничен срок из разрешения. Он составляет 13 дней. За разъяснениями можно обратиться трижды. Замечания в протоколах разногласия должны отностится только к контрактам, в отношении которых есть разногласия. При помощи протокола разногласия заказчик может исправить ошибки, допущенные в документации.
Подача запроса разъяснений по 44-ФЗ как в аукционе, так и в конкурсе возможна не более трех раз от одного поставщика в рамках конкретной процедуры.
В качестве инструмента для подачи данных заявок выступает специальная форма доступная на любой ЭТП. Обычно ссылка на нее расположена рядом со ссылкой на подачу основного заявления на участие в процедуре.
Алгоритм взаимодействия участника и организатора следующий:
- Участник подает запрос, заполнив специальную форму, и направляет его на рассмотрение организатору торгов.
- Организатор рассматривает заявку, формирует ответ и отсылает его участнику.
- Вопрос участника без упоминания персональных данных и ответ на него публикуются в ЕИС для общего доступа.
По необходимости организатор может внести изменения в документацию процедуры, о которых также нужно заявить в ЕИС. При этом продлевается срок приема заявок в зависимости от суммы НМЦК:
- менее 3 млн рублей — на 7 календарных дней;
- более 3 млн рублей — на 15 календарных дней.
Инструкция для заказчика
Добросовестный организатор процедуры стремится своевременно и полно отвечать на поступающие запросы. Это гарантирует прозрачность условий и помогает избежать форс-мажорных ситуаций по причине неправильно понятных условий контракта.
Инструкция для организатора следующая:
- отвечайте на запросы как можно более понятно и подробно, чтобы у поставщика или подрядчика сложилось верное представление о ваших нуждах;
- строго соблюдайте сроки предоставления информации, в том числе публикации ответов в ЕИС;
- если ответ на запрос разъяснений по 44-ФЗ требует внесение изменений в документацию, делайте это исходя из требований закона, и соблюдайте все условия, включая продление срока приема заявок.
Официальные разъяснения о том, как поступать учреждениям, если при составлении извещения или документации допущены технические ошибки- законодательство не дает.
Если учреждение обнаружило несоответствие в извещении позже, чем за 2 дня до окончания срока подачи заявок на участие в аукционе, то изменения в извещение или документацию вносить нельзя. Поэтому в таком случае рекомендуем обратиться в территориальный орган ФАС России с заявлением о том, что обнаружена техническая ошибка, которая может повлечь ограничение конкуренции и (или) нарушение Закона 44-ФЗ от 05.04.2013г. После рассмотрения Вашего заявления УФАС выпишет предписание об устранении нарушения и, возможно, об аннулировании закупки. Пример аналогичного выхода из ситуации приведен в Решении Тамбовского УФАС России от 29.04.2014 по делу N ВП-38/14.
Как определить сроки для выдачи пояснений
Сроки и порядок предоставления разъяснения положений документации о конкурсе или аукционе установлены статьей 65 Федерального закона № 44-ФЗ. Подать требование на уточнение документации участник вправе не позднее чем за три дня до момента окончания подачи заявок на участие в процедуре. Часть 4 этой статьи устанавливает, что сроки ответа на запрос на разъяснение аукционной документации по 44 ФЗ — не позднее чем через два дня после получения обращения. Необходимо определить:
- день окончания приема обращения на предоставление уточнений к закупочным документам;
- день окончания предоставления ответа — последняя дата, когда госзаказчик вправе публиковать требуемые уточнения.