Главная » Воспитание » Как подготовить ребенка к детскому саду?

Как подготовить ребенка к детскому саду?

Как подготовить ребенка к детскому саду

Как подготовить ребенка к детскому саду? С какого возраста начинать? Что он должен уметь делать? Как обеспечить его взаимоотношения с другими детьми и взрослыми? Эти важные вопросы рано или поздно становятся актуальными для каждых родителей. Сегодняшняя наша статья посвящена бытовым и психологическим детским проблемам, грамотное решение которых позволит безболезненно подготовить ваше чадо к садику.

Без мамы не страшно!

Самая распространенная психологическая проблема детей, начинающих посещать детский сад, это страх остаться где-то без мамы. Наверное, у всех нас есть примеры многодетных знакомых или очень больших семей, где ребенок с младенчества остается со старшими братьями-сестрами или тетями-бабушками. Такие дети, как правило, начинают посещать детский сад легко. Их подготовка и адаптация к детскому саду сведена к минимуму, ведь они привыкли оставаться какое-то время без мамы, не боятся этого. Главная рекомендация родителям детей из больших семей – частое пребывание ребенка в кругу сверстников: на детской площадке, в развивающем центре, игровых детских клубах.

Как подготовить к детскому саду ребенка из малочисленных семей? Прежде всего, создавать такие условия, чтобы ребенок имел возможность общаться с взрослыми. Обязательны контакты с бабушками-дедушками-тетями-крестными-друзьями семьи. Сначала устраивайте такие встречи изредка, приглашайте гостей. Не торопите ребенка радоваться прибывшим родственникам или друзьям. Вполне возможно, что поначалу он будет прятаться за маминой спиной. Со временем он поймет, что ему и маме ничего не угрожает – тогда можно налаживать с ним полноценный контакт. Сложно сказать, с какого возраста это можно делать: одни дети спокойно отпустят маму в три месяца и/или в полгода, другим и в год будет трудно расстаться с самым дорогим человеком. Однако к полутора годам почти все дети разделяют понятия «Я» и «мама», а значит, психологически полностью готовы провести несколько часов без мамы.

Сначала оставляйте ребенка дома на несколько часов с другим взрослым. Если папа много работает вне дома – идеальный вариант, чтобы он побыл с карапузом, а мама ушла. Затем можно будет подключать других взрослых, которым вы доверяете, планировать развлечения у них дома или на детской площадке.

Со стороны социокультурного фактора проще подготовить ребенка к детскому саду, если есть возможность оставить ребенка с взрослым и другими детьми одновременно. Например, если у вас есть друзья, у которых ребенок – сверстник вашему чаду, вы живете рядом, часто гуляете вместе. Можно попробовать мамам меняться: сначала одна проводит пару часов с двумя детьми, потом другая.

Очень хорошо поможет подготовить ребенка к детскому саду посещение специальных развивающих занятий. Основной упор здесь делаем не на развитие, хотя это приятный бонус! Грамотные педагоги подбирают детям занятия по возрасту, малыши не без удовольствия клеят-рисуют-играют-танцуют-поют.  Во-первых, на таких занятиях обычно маму оставляют в коридоре, а дети переходят на попечение педагога. Во-вторых, они общаются со сверстниками. В-третьих, ребенок учится слушать и понимать требования другого взрослого, с которым он не так давно познакомился.

Как маме уйти?

Распространенная ошибка многих мам, оставляющих своих детей с другими взрослыми на некоторое время – уйти незаметно, т.е. дождавшись, когда малыш увлечется игрой, быстро убежать. Это неправильно! Ребенка нужно подготовить к тому, что с ним будет происходить.

Идеально, если вы заведете привычку рассказывать ребенку о планах на ближайшие, например, полдня. Проснулись утром, потянулись – посвятите кроху в ваши планы: сейчас покушаем кашку, умоемся, оденемся и пойдем в парк. Там погуляем, покормим уточек, потом зайдем в магазин, купим молочко. Придём домой, покушаем супчик, а затем поспим. Так, ребенок будет знать, что ожидать, он будет видеть, что есть некая последовательность действий и событий, всё происходит так, как сказала мама. Если сегодня приходит дедушка, то рассказывайте ребенку: мы сейчас умоемся, а когда будем завтракать придет дедушка. Вы будете играть, а мама уйдет по делам, придет тогда, когда вы будете обедать. Главное, не обманывать ребенка! Если вы точно не знаете когда придете – во время обеда или позже, когда ребенок уснет, то лучше сказать, что вернетесь в тот период, когда он будет спать.

Ту же методику можно применить, когда будете рассказывать ребенку непосредственно о детском саде. Вы можете рассказать ребенку подробно, как проходит день у деток там, тем самым заметно упростив адаптацию ребенка к детскому саду.

Когда ребенок точно знает, что мама вернется (ведь она всегда возвращается, как обещала), он будет с легкостью её отпускать. Маме не придётся убегать, ей можно обнять, поцеловать своего малыша (или придумать свой интересный ритуал «До свидания»), пожелать хорошо провести время, напомнить, в какой режимный момент она вернется домой. Умение ребенка отпускать маму – основной психологический момент, которого обязательно нужно достичь, чтобы подготовить ребенка к детскому саду.

Взаимоотношения вашего ребенка с другими детьми и взрослыми

Грамотная организация детского коллектива, высокий игровой и творческий уровень в саду достигается благодаря правильной работе воспитателей. Однако неверно пытаться возложить на плечи педагогов всю социокультурную адаптацию ребенка. Родители обязаны воспитать в своем ребёнке моральные качества, подготовить его к взаимодействию с другими детьми в коллективе и «главным» взрослым.

Достигается это при наличии благоприятной моральной семейной обстановки, правильным разъяснением ребенку его и взрослых поступков. Поэтому важно:

  • научить ребенка основам этикета;
  • объяснить, что такое человеческие эмоции, научить малыша давать им правильный «выход»;
  • способствовать формированию границ «своё-чужое»;
  • научить ребёнка договариваться, а взрослому научиться правильно реагировать на детские капризы и истерики.

Основы этикета

Никогда не рано начать объяснять ребенку, что такое вежливость, правила морали и этикета. Просто не нужно форсировать события, употреблять слишком тяжелые слова, приводить трудные для детского восприятия ситуации. Годовалый ребенок вполне может знать, в каких случаях говорят «спасибо» и «пожалуйста», возможно он не может произнести их, но кивнуть головой или сделать какой-то другой жест вполне в состоянии. К ребенку тоже следует обращаться вежливо и употреблять те слова, которым вы учите его. Это научит малыша просить, благодарить, сформирует некие основы правильного поведения в обществе. Конечно, этот процесс сложен и завершится не скоро. Но будет тем проще, чем больше этому уделяют внимание внутри семьи.

Эмоции

Для того чтобы психологически подготовить ребенка к детскому саду, обязательно расскажите ему о  том, что такое человеческие эмоции, какие они бывают. Рассказывайте, что когда человек испытывает радость, он улыбается, смеется, когда грусть – выглядит печальным, не хочет играть и т.д. Ребенок должен понимать, что он тоже может испытывать все эти эмоции, в том числе и негативные: злость, обиду, раздражение. Нельзя говорить ребенку, что злиться плохо, неправильно.  Злиться – нормально, это всего лишь человеческая эмоция – родители должны рассказать об этом своему карапузу. Неправильным может быть выражение этой эмоции – укусить папу, который что-то не разрешил или кинуться драться с ребенком на детской площадке, если он не разрешил поиграть со своей игрушкой.

Договор и правильная реакция родителей на капризы и неадекватный выход эмоций

Пожалуй, этот пункт самый сложный в воспитании детей в общем, не только когда идет подготовка ребенка к детскому саду.Здесь успеха можно добиться только своим примером. Нужно учить ребенка диалогу, возможности, необходимости договариваться. Существует множество работающих способов, которые помогут вам это сделать. Не важно, к каким из них вы будете прибегать, важно наглядно показать ребенку, что истерикой, плачем он ничего не добьется. Но поскольку он личность, вы уважаете его самого и его желание, то есть возможность договориться. Не хочет идти к бабушке (а затем и в сад), а вам нужно срочно решить какие-то вопросы, можно пообещать увлекательный поход вечером в парк. Не хочет есть на обед суп, хорошо, пусть съест только второе блюдо, а суп будет кушать вечером. Как правило, дети быстро понимают правила игры и уже сами начинают предлагать что-то своё.

Формирование границ «своё-чужое»

Любой ребенок знакомится с миром, другими детьми и взрослыми, начиная хватать своими ручками всё то, что попадает ему под руку. Детей долго чужие игрушки на детских площадках привлекают больше, чем свои. Однако годовалый карапуз, увлекшись новой игрушкой, практически не обращает внимание на те вещи, которые он принес из дома. К полутора-двум годам у детей формируется понятие «моё». Ребенка всё также больше привлекают чужие игрушки, однако он может не разрешить играть со своими. Это нормальная реакция, за которую нельзя ругать ребенка. Однако родители должны обязательно рассказать о том, что такое «чужое». Здесь пригодятся все описанные выше социокультурные навыки:

  • наличие хороших манер, чтобы попросить другого ребенка дать свою игрушку;
  • умение договариваться, чтобы предложить другому ребенку обменяться  игрушками;
  • правильный выход эмоций, чтобы в случае отказа другого карапуза, ваш ребенок мог адекватно отреагировать.

К неумению детей договариваться о «своём-чужом» в детском саду добавляется понятие «общих» игрушек, вот здесь разгораются целые баталии!

Взаимоотношения вашего ребенка с самим собой или «Я сам»

Прекрасный способ подготовить ребенка к детскому саду научить его самостоятельно себя обслуживать. Конечно, воспитатели и их помощники помогают своим подопечным покушать, обуться-одеться, воспользоваться горшком, однако здравомыслящие родители должны понимать, что качественно выполнить эти функции двоим взрослым с 15-20 (а иногда и больше) детьми просто физически невозможно.

Учите ребенка самостоятельно кушать, раздеваться, обуваться. Отучайте от пустышек и приучайте к горшку. Да, для всего этого нужны железные нервы! Трудно сдержаться, когда каша размазывается крошечными ручками по столу, а штанишки одеваются на голову. Но ваше терпение обязательно будет вознаграждено!

Режим дня

С первых дней жизни приучайте своего ребёнка к режиму. Конечно, с момента рождения до посещения детского сада он несколько раз будет меняться – важно подстраиваться под возраст ребенка, учитывать, сколько раз он спит. Однако последовательность действий, примерное время, когда они совершаются, должны повторяться день ото дня. Так непосредственно перед началом посещения детского сада вам будет проще подготовить ребенка к режиму этого учреждения.

Укрепление иммунитета

Большинство детей, попадающих в детский сад, начинают много болеть. Родители часто стараются поднять иммунитет ребенка в этот период, однако начать укреплять его следует заранее.

Рекомендации родителям, чтобы подготовить здоровье ребенка к посещению детского сада:

  • частые и длительные прогулки на свежем воздухе в любое время года (конечно, мороз минус 40 – противопоказание, а недавно закончившийся дождь и лужи после него не проблема для резиновых сапожек);
  • частое посещение общественных мест;
  • отсутствие «тепличных» условий у ребенка: чрезмерно теплая одежда, подогрев напитков, теплые носки среди лета и т.д.;
  • бассейн;
  • закаливание.

Подготовка ребенка к детскому саду – это длительный процесс. Многие родители начинают этот процесс, когда ребенку исполняется год-полтора.  Насколько эффективно и правильно родители распорядятся этим временем, настолько проще пройдет адаптация ребенка к детскому саду. Никогда не поздно проанализировать умения вашего крохи, чтобы подправить некоторые моменты по представленным пунктам. Постарайтесь потратить оставшееся до начала посещения детского сада время грамотно! Удачи!


Понравилась статья? Поделитесь со своими друзьями:

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.