Главная » Развитие » Развитие речи у детей раннего возраста

Развитие речи у детей раннего возраста

Развитие речи у детей раннего возрастаВопрос овладения малышом речи остаётся для психологии все ещё не разгаданным. Существует множество различных теорий на этот счет, но каждая из них имеет какой-нибудь изъян.

В статье, я напишу то, что не вызывает сомнений ни у одного ученого психолога и соответственно то, что поможет успешно стимулировать развитие речи у ребенка в периоде от года до трех лет.

Первые слова

Развитие речи у детей раннего возрастаПеред тем, как ребенок начнет говорить на «человеческом языке», у него проходит этап так называемой автономной детской речи. Этот подготовительный этап очень важен, он показывает, что ребенок начинает понимать, что предмет или явление можно назвать словом. Слова эти конечно не понятны посторонним людям, но близкие понимают, о чем говорит ребенок.

У каждого малыша свои слова, одно и то же «слово» может обозначать совершенно разные предметы или даже явления. Ребенок строит нелогичные для людей связи с предметами и явлениями, чтобы указывать на них. Только близкие взрослые, исходя, из ситуации смогут определить, о чем говорит малыш, но вырвав слово из ситуации, его значение, станет даже для них загадкой. Поэтому их и называют слова «указатели».

Мышление ребенка начинает строить какие-то ассоциативные ряды, они ещё не схожи с человеческими, но крайне важны с точки зрения развития речи. У взрослых, например, виноград относится к ассоциативным рядам фрукты и еда, у детей же данного возраста в одном ассоциативном ряду с виноградом может быть что угодно, имеющие хоть один общий признак.

 

Развитие речи от года до двух лет

 

Развитие речи у детей раннего возрастаПримерно от года до двух ребенок начинает говорить, у него появляются человеческие слова. Это происходит в результате нескольких факторов, один из них подражание. Фактор подражания важен, но не является ключевым.

Как было сказано ранее, слово — это знак, а знак замещает реальность, т.е. предмет или явление, другими словами, слово должно что-то обозначать, нести какой-то смысл, а подражание не подразумевает этого.

И мы в очередной раз приходим к формам общения, а именно ситуативно-деловому общению и его роли в развитие ребенка.

Если мама к ребенку до этого периода проявляла мало любви, то он может и к 2-м годам не заговорить, если общение между мамой и ребенком уменьшилось, когда он стал играть с игрушками, то тоже появление первых слов наступит не в 12-13 месяцев, а позже.

Почему это происходит?

Из-за отсутствия сотрудничества между ребенком и мамой, у него нет необходимости указывать на предмет, делится своими впечатлениями, соответственно говорить слова.

Вот мы и подошли к вопросу, как стимулировать развитие детской речи.

 

Стимулирование развития речи. Что это? И как применять?

Развитие речи у детей раннего возрастаУ ребенка должна быть потребность в общении со взрослым и потребность в предмете, который нужно назвать!

Эти два фактора вместе ведут к развитию речи, следовательно, Вы можете сами своими активными действиями повлиять на увеличение багажа слов у ребенка.

Учеными психологами был проведен эксперимент, в котором мамы ставили перед детьми от 13 до 19 месяцев речевую задачу:

Мамы играли с игрушками на глазах у малышей и отчетливо называли её название, позже ставили игрушку в такое место, в котором ребенок видит её, но не может достать. Следовательно, у ребенка появлялась потребность в предмете, так сказать образовывалась затруднительная ситуация. А давала игрушку мама только в том случае, если ребенок верно называл её, если ребенок просил другими способами, то мама отчетливо называла ещё раз игрушку, но не давала её.

В эксперименте участвовали 33 малыша и 27 из них справились с речевой задачей.

Автор эксперимента Елагина М.Г. выделила 3 основных этапа:

1) Сначала смысловым центром для ребенка был предмет. Он пытался достать предмет самостоятельно, потом просил маму взглядом, различными движениями, не редко это переходило на плач, но в итоге центр внимания сдвигался на маму.

2) Центр внимания мама, он пытается различными детскими речевыми словами (дай-дай-дай), указательными жестами воздействовать на маму. Это могло переходить в ласку или гнев, но тактика мамы не менялась.

3) В итоге центром внимания становится слово. Малыш начинает сосредотачиваться на маминых губах, и после более-менее удачных попыток мама давала ребенку игрушку.

Елагина в ходе этого эксперимента заметила одну очень интересную закономерность. Дети, получив, игрушку не начинали играть с ней, а пытались снова и снова повторить ситуацию. Другими словами, у ребенка менялась деятельность, игрушка становилась предметом деятельности, а слово непосредственно деятельностью. Другими педагогами тоже была замечена данная закономерность: дети любят повторять слова, им просто нравится его звучание.

Из данного эксперимента становится ясно, что ребенок действует осмысленно, он понимает смысл слова. Только взрослый способен стимулировать речевое развитие ребенка.

Часто родители обращаются к врачам с вопросами, почему их дети плохо говорят, хотя они уделяют детям много внимания, регулярно играют с ними. Врачами было подмечено, что взрослые настолько хорошо понимают «детские слова», так сказать угадывают желания ребенка, что просто не стимулируют ребенка говорить. Нужно обязательно ставить перед ребёнком речевую задачу!


Понравилась статья? Поделитесь со своими друзьями:

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.